Стоит сразу разоблачить «коварный сговор» разработчиков CRM-систем, которые объединяют все без исключения B2B компании в одну общую неделимую группу. И позиционируют свои программы – как подходящие любому бизнесу.
С точки зрения их выгоды и маркетинга все выглядит логично и не вызывает вопросов. Когда дело доходит до пользы подобных систем для заказчика – ситуация усложняется на порядок. Чтобы продемонстрировать это достаточно сделать разбивку рынка B2B по ряду базовых признаков.
По количеству клиентов, объему базы (в скобках – примеры):
По приоритетным рекламным каналам:
По длине цикла сделок:
По способу генерации выручки:
Теперь попробуйте представить себе CRM, которая подходит под всевозможные комбинации из перечисленных выше свойств. Это будет продукт из разряда «все для всех» с избыточным громоздким функционалом, буквально напичканный кнопками, полями, диковинными интеграциями. Именно поэтому на рынке систем контроля за клиентской базой преобладают решения такого рода.
Некоторые разработчики пытаются решить этот вопрос, но идут ошибочным путем. Они выбирают не специализацию под конкретную сферу бизнеса, а упрощают все подряд, «высушивая» функциональные блоки программы до предела. На выходе получается еще один условно универсальный сервис, легкий и простой, но с примитивным набором опций. Что в разы ограничивает ресурс его индивидуальной настройки. Отсюда сложности внедрения, сопротивление коллектива и самое болезненное – отсутствие внятного коммерческого эффекта.
Но большинство предпочитает игнорировать проблему и не меняет подход, который строится на сомнительной универсальности. Когда один и тот же IT-продукт – якобы одинаково подходит и производителю газовых турбин с 20-30 заказчиками с циклом сделки в несколько лет, и интернет-провайдеру сети бизнес-центров, и федеральному поставщику пластиковой тары с базой в тысячи клиентов.
Это – тот самый B2B сектор. Который, в зависимости от сферы, нуждается в различных системах снабжения и закупок, специфичных рекламных кампаниях и дизайне сайтов, особом штатном расписании и так далее. По этой же причине никто не ставит задачу скрестить гоночный автомобиль, мотоцикл, внедорожник и вертолет – с целью создать единое универсальное средство передвижения. И даже в такой относительно простой зрелой области, как связь, до сих пор не придуман наиболее удобный оптимальный формат. Большинство из нас вынуждено пользоваться минимум 3-4 различными каналами связи, комбинируя такие сервисы, как: телефоны сотовый и городской, SMS, Whatsapp, Skype, Zoom, электронную почту, личные кабинеты соцсетей и т. д. Чего тогда ждать от относительно молодого рынка корпоративного программного обеспечения?
Индустрию CRM для B2B продаж ждут следующие изменения:
На сегодняшний день компания Potok365 разработала CRM для работы с B2B клиентами, которая идеально подходит фирмам с базой от нескольких сотен до десятков тысяч покупателей. В сферах с плохо прогнозируемым прерывистым спросом, высокой конкуренцией и демпингом. К примеру, сюда относятся оптовые продажи канцтоваров, упаковки, электротехники, оборудования, инструмента и запчастей.